Сегодня в Мариинском дворце состоялось официальное открытие форума «RAO/CIS Offshore 2025» и прошла пленарная сессия «Стратегические приоритеты Российской Федерации в Арктике».
В мероприятии приняли участие губернатор Петербурга Александр Беглов, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук., губернатор Мурманской области Андрей Чибис и председатель Законодательного Собрания Александр Бельский, а также ведущие эксперты отрасли, специалисты из министерств, отраслевых ведомств и ведущих компаний.
Форум 2025 года посвящён памяти выдающегося российского учёного, академика Российской академии наук, почетного президента НИЦ «Курчатовский институт» Евгения Павловича Велихова. Он был основателем выставки и конференции и многие годы возглавлял организационный и программный комитеты.
Модератором пленарного заседания стал президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
— В нашей стране есть ключевые транспортные артерии: Трансарктический транспортный коридор, Северный морской путь (СМП), Транссибирская магистраль и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Мы исторически соединяли Запад и Восток. Европейская часть страны уже связана разветвленной Мариинской водной системой. Наши 62 крупные реки — это могучие водные магистрали, связывающие СМП с Транссибом и БАМом. Сегодня Президент ставит задачу сделать Восточную часть страны, столь же связанной и интегрированной, как и Европейская. Это означает фактически полное соединение Севера и Юга, Востока и Запада по всей огромной территории государства. Только тогда Россия станет единым, логистически связанным пространством. Именно для обсуждения подобных стратегических задач нам необходимы такие мероприятия, как RAO/CIS Offshore.
Александр Беглов подчеркнул, что Петербург абсолютно закономерно становится площадкой для проведения различных мероприятий арктической тематики.
— Значительная часть наших научных и промышленных ресурсов заняты именно арктической повесткой. В общей сложности более двухсот организаций Петербурга связаны с арктической тематикой. В вузах города готовят высококвалифицированные кадры для работы, связанной с освоением Арктики, — резюмировал губернатор. Он также напомнил, что именно на верфях Петербурга строятся атомные ледоколы типа «Арктика» и другие суда для работы в полярных водах.
Александр Бельский прокомментировал, что освоение арктического региона имеет колоссальное значение для российской экономики, науки и национальной безопасности.
— Огромные запасы полезных ископаемых способны обеспечить ресурсами нашу промышленность на многие десятилетия вперед. Северный морской путь становится важнейшей транспортной артерией в условиях санкций и распада прежних логистических цепочек. Исследования арктических широт вносят огромный вклад в наши познания в области экологии, климата, гляциологии и во многих других сферах. Сегодня Россия располагает одной из крупнейших в мире ресурсных баз нефти и газа в Арктической зоне, где сосредоточено около 53,4 триллиона кубометров газа. Арктика остаётся не только кладезем природных ресурсов, но и стимулом для развития передовых технологий и инновационных решений, позволяющих эффективно осваивать суровые северные территории.
Министр образования Валерий Фальков акцентировал внимание на стратегической важности Арктики для национальных интересов России в экономике, безопасности и развитии технологий.
— Арктика сегодня — это не просто северные широты на карте, это ключевое стратегическое пространство, где сходятся наши национальные интересы в экономике, безопасности и технологическом развитии. Развитие данного региона не вопрос будущего, это задача сегодняшнего дня, которая требует от нас системного подхода к формированию долгосрочной политики развития. Наука немыслима без постоянного притока молодёжи, а подготовка специалистов высшей квалификации — это особо сложная задача, так как важно не только вовлечь молодёжь в исследования разработки, но и дать ей возможность себя реализовать.
Заместитель Министра транспорта Константин Пашков рассказал о транспортном обеспечении стратегических приоритетов России в Арктике и технологической трансформации.
— Использование беспилотных авиационных систем для мониторинга ледовой обстановки, обследование инфраструктуры, поиска и спасения, экологического контроля, ликвидации последствий возможного разлива нефти, а также эксплуатация беспилотных судов даст снижение человеческого фактора, оптимизацию маршрутов и снижение затрат перевозчиков. Внедрение искусственного интеллекта позволит анализировать большие данные и прогнозировать ледовую обстановку, оптимизировать логистику, анализировать риски.
Андрей Чибис, глава Мурманской области, представил доклад, посвященный будущему российской Арктики.
— Для противодействия внешним вызовам, включая санкционное давление и рост милитаризации региона со стороны стран НАТО, необходим комплексный подход. Инициированный президентский проект, оператором которого станет «Главсевморпуть 2.0», призван консолидировать усилия для развития Северного морского пути, решения инфраструктурных проблем, создания комфортной среды для жизни и привлечения частных инвестиций.
Также на пленарной сессии ввыступили Олег Евгеньевич Аксютин, заместитель председателя правления ПАО «Газпром», Сергей Леонидович ЧЕРНЫШЁВ, академик РАН, вице-президент Российской Академии Наук, сопредседатель Организационного комитета, председатель Программного комитета «RAO», Владимир Стефанович ЛИТВИНЕНКО, ректор Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II.
В мероприятии приняли участие губернатор Петербурга Александр Беглов, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук., губернатор Мурманской области Андрей Чибис и председатель Законодательного Собрания Александр Бельский, а также ведущие эксперты отрасли, специалисты из министерств, отраслевых ведомств и ведущих компаний.
Форум 2025 года посвящён памяти выдающегося российского учёного, академика Российской академии наук, почетного президента НИЦ «Курчатовский институт» Евгения Павловича Велихова. Он был основателем выставки и конференции и многие годы возглавлял организационный и программный комитеты.
Модератором пленарного заседания стал президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
— В нашей стране есть ключевые транспортные артерии: Трансарктический транспортный коридор, Северный морской путь (СМП), Транссибирская магистраль и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Мы исторически соединяли Запад и Восток. Европейская часть страны уже связана разветвленной Мариинской водной системой. Наши 62 крупные реки — это могучие водные магистрали, связывающие СМП с Транссибом и БАМом. Сегодня Президент ставит задачу сделать Восточную часть страны, столь же связанной и интегрированной, как и Европейская. Это означает фактически полное соединение Севера и Юга, Востока и Запада по всей огромной территории государства. Только тогда Россия станет единым, логистически связанным пространством. Именно для обсуждения подобных стратегических задач нам необходимы такие мероприятия, как RAO/CIS Offshore.
Александр Беглов подчеркнул, что Петербург абсолютно закономерно становится площадкой для проведения различных мероприятий арктической тематики.
— Значительная часть наших научных и промышленных ресурсов заняты именно арктической повесткой. В общей сложности более двухсот организаций Петербурга связаны с арктической тематикой. В вузах города готовят высококвалифицированные кадры для работы, связанной с освоением Арктики, — резюмировал губернатор. Он также напомнил, что именно на верфях Петербурга строятся атомные ледоколы типа «Арктика» и другие суда для работы в полярных водах.
Александр Бельский прокомментировал, что освоение арктического региона имеет колоссальное значение для российской экономики, науки и национальной безопасности.
— Огромные запасы полезных ископаемых способны обеспечить ресурсами нашу промышленность на многие десятилетия вперед. Северный морской путь становится важнейшей транспортной артерией в условиях санкций и распада прежних логистических цепочек. Исследования арктических широт вносят огромный вклад в наши познания в области экологии, климата, гляциологии и во многих других сферах. Сегодня Россия располагает одной из крупнейших в мире ресурсных баз нефти и газа в Арктической зоне, где сосредоточено около 53,4 триллиона кубометров газа. Арктика остаётся не только кладезем природных ресурсов, но и стимулом для развития передовых технологий и инновационных решений, позволяющих эффективно осваивать суровые северные территории.
Министр образования Валерий Фальков акцентировал внимание на стратегической важности Арктики для национальных интересов России в экономике, безопасности и развитии технологий.
— Арктика сегодня — это не просто северные широты на карте, это ключевое стратегическое пространство, где сходятся наши национальные интересы в экономике, безопасности и технологическом развитии. Развитие данного региона не вопрос будущего, это задача сегодняшнего дня, которая требует от нас системного подхода к формированию долгосрочной политики развития. Наука немыслима без постоянного притока молодёжи, а подготовка специалистов высшей квалификации — это особо сложная задача, так как важно не только вовлечь молодёжь в исследования разработки, но и дать ей возможность себя реализовать.
Заместитель Министра транспорта Константин Пашков рассказал о транспортном обеспечении стратегических приоритетов России в Арктике и технологической трансформации.
— Использование беспилотных авиационных систем для мониторинга ледовой обстановки, обследование инфраструктуры, поиска и спасения, экологического контроля, ликвидации последствий возможного разлива нефти, а также эксплуатация беспилотных судов даст снижение человеческого фактора, оптимизацию маршрутов и снижение затрат перевозчиков. Внедрение искусственного интеллекта позволит анализировать большие данные и прогнозировать ледовую обстановку, оптимизировать логистику, анализировать риски.
Андрей Чибис, глава Мурманской области, представил доклад, посвященный будущему российской Арктики.
— Для противодействия внешним вызовам, включая санкционное давление и рост милитаризации региона со стороны стран НАТО, необходим комплексный подход. Инициированный президентский проект, оператором которого станет «Главсевморпуть 2.0», призван консолидировать усилия для развития Северного морского пути, решения инфраструктурных проблем, создания комфортной среды для жизни и привлечения частных инвестиций.
Также на пленарной сессии ввыступили Олег Евгеньевич Аксютин, заместитель председателя правления ПАО «Газпром», Сергей Леонидович ЧЕРНЫШЁВ, академик РАН, вице-президент Российской Академии Наук, сопредседатель Организационного комитета, председатель Программного комитета «RAO», Владимир Стефанович ЛИТВИНЕНКО, ректор Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II.