Технико-технологические решения Арктики: ключевые разработки на RAO/CIS Offshore 2025
10 октября 2025 года в рамках форума RAO/CIS Offshore 2025 состоялся круглый стол «Технико-технологические решения по обустройству углеводородных месторождений», посвящённый освоению нефтегазовых месторождений континентального шельфа. Мероприятие фокусировалось на конкретных инженерных разработках и материалах. Делегаты отметили, что новый сезон форумной работы проходит на фоне растущей потребности в современных решениях для круглогодичного бурения и строительства в сложных климатических условиях Северного Ледовитого океана.
Свои доклады представили научные руководители проектов крупных институтов. Олег Михайлович Финагенов, главный научный сотрудник АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», рассказал о концепции морской передвижной буровой установки для круглогодичного бурения на арктическом шельфе. ВНИИГ — один из ведущих научных центров России по гидротехническому и энергетическому строительству — традиционно занимается разработкой платформ и сооружений для экстремальных условий. Финагенов проинформировал участников о специально усиленной конструкции установки, рассчитанной на толщу льда, и о системах автоматизации для минимизации человеческого присутствия. По его словам, современный арктический буровой комплекс должен обеспечивать максимальную автономность и безопасность при любых ледовых воздействиях.
Концепцию использования искусственных островов для освоения шельфа осветил Константин Геннадьевич Бережной, технический руководитель проекта АО «Газпром шельфпроект». Он напомнил, что подобный подход уже применялся за рубежом — например, на шельфе Аляски нефтедобыча велась как с берега и горизонтальных скважин, так и с построенных в мелководье искусственных островов (вплоть до 10 м глубины). В России аналогичные идеи реализуются в рамках проектов СПГ: так, распоряжением правительства запланировано возведение в Кольском заливе четырех искусственных островов для центра по изготовлению, хранению и отгрузке морских СПГ-комплексов (проект «Арктик СПГ‑2»). Бережной отметил, что искусственные острова могут стать важной платформой как для разведки, так и для добычи на мелководье у побережья, особенно в районах с мягким ледовым покровом. Однако вместе с тем дискуссия отметила проблемы экологического контроля и затратности таких сооружений, что требует отдельного внимания.
Геннадий Брониславович Крыжевич (ФГУП «Крыловский ГНЦ»), д.т.н., профессор, поделился исследованиями влияния контактного упругопластического деформирования трубных свай при монтаже морских платформ. Он объяснил, что во время установки свай под деформацией от ударных ледовых нагрузок кромки песчаного дна и сами сваи могут образовывать «гидроразжимные» соединения. Это вносит дополнительную нестационарную деформацию в систему, под действием температуры и давления. По мнению Крыжевича, учет этих эффектов критически важен для оценки надежности жесткости фундамента ледостойкой платформы в суровом арктическом климате.
Артем Александрович Змеу (ООО «НПФ «Пакер»), специалист по цементированию и обсадным колоннам, рассказал о практическом опыте спуска ВСО «Клевер» на каспийском шельфе. ВСО (вертикальный скважинный обсадной) «Клевер» — российская разработка пакерного оборудования, важная для обеспечения герметичности скважины. Змеу отметил, что успешный спуск этой конструкции на морское дно показал готовность отечественных технологий к работе на море. Его доклад подчеркнул роль инновационных компоновок пакерно-якорного оборудования для импортозамещения: применение «Клевера» доказывает, что современные российские конструкции могут конкурировать с зарубежными аналогами при разработке морских месторождений.
Яна Андреевна Вахрушева, начальник НИО «Функциональные материалы и технологии синтеза» НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ, познакомила коллег с программой разработки функциональных материалов для арктических условий. Ее подразделение концентрируется на создании полимерных и композиционных систем, устойчивых к экстремально низким температурам и упреждению старения. В частности, она рассказала о материалах, сохраняющих характеристики адгезии и прочности при сниженных температурах, а также о противокоррозионных составах для морских конструкций. По словам Вахрушевой, нано и нанофазные добавки, разрабатываемые ВИАМ, позволяют повысить морозостойкость покрытий без вреда экологии.
Марина Викторовна Гравит (СПбПУ), к.т.н., доцент, сообщила о методах расчета огнестойкости конструкций объектов нефтегазового комплекса в Арктике. Она пояснила, что помимо обычной коррозии и механических нагрузок для арктических объектов критична пожарная безопасность: например, пожары на кустовых платформах или на подземных станциях «на льду» могут распространяться по сложной сети трубопроводов и резервуаров. Гравит продемонстрировала результаты недавних исследований по расчету временной надежности стальных конструкций с эпоксидно-органическими огнезащитными покрытиями в условиях низких температур. Основной вывод: системы огнезащиты необходимо адаптировать для Арктики, учитывая удлиненное воздействие низких температур и повышенную ломкость покрытий.
Андрей Вячеславович Славин, руководитель НИО «Полимерные композиционные материалы и технологии их переработки» НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ, рассказал о полимерных композиционных материалах морского назначения. В частности, он остановился на холодновысокомодульных углепластиках и фенольных «стеклопластиках», способных использоваться для надводных платформ и оборудования. ВИАМ ведет разработку новых полимерных матриц с улучшенной адгезией к наполнителям, что обеспечивает проекты высокую ударопрочность и морозостойкость. Славин указал, что переход к композитам снижает массу сооружений и повышает коррозионную стойкость, что критично для проектов на шельфе Арктики.
Ольга Алексеевна Шилова, к.х.н., профессор, ведущий научный сотрудник филиала НИЦ «Курчатовский институт» — Института химии силикатов РАН, представила разработки в области атмосферостойких и антиобледенительных органосиликатных покрытий. Шилова — эксперт по неорганическому синтезу и покрытиям, ее лаборатория занимается «интеллектуальными» защитными слоями на основе кремнийорганических композиций. В докладе она описала новые формулы лакокрасочных композиций, которые отталкивают влагу и препятствуют образованию ледяной корки при резких перепадах температур (самоочищающиеся покрытия). Такие разработки особенно актуальны для арктических условий, где обычные полимерные покрытия быстро разрушаются зимой. По ее словам, внедрение гибридных силикатно-полимерных покрытий позволит существенно продлить срок службы надморских сооружений в суровом климате.
Юлия Николаевна Дмитриева, генеральный директор ООО «НПФ «Пигмент», к.т.н., рассказала о новых низкотемпературных отвердителях для эпоксидных систем. «Пигмент-Холдинг» активно работает над импортозамещением компонентов ЛКМ, и недавно вывел на рынок семейство аминных отвердителей AMIKOR. Дмитриева подчеркнула, что эти отвердители разрабатываются специально для применения при отрицательных температурах — благодаря заблокированным феналкиминам и полиамидным структурам, они сохраняют длительное «рабочее время» смеси и позволяют отверждение при 0…-10 °С. Это критично для монтажа композитных конструкций и защитных покрытий на севере. Разработка проходит поэтапно — от лабораторных образцов до крупнотоннажного производства, — и уже подтверждает эффективность в реальных арктических проектах.
Все выступления круглого стола были посвящены адаптации оборудования и материалов к экстремальным условиям Арктики. Эксперты сошлись во мнении, что комплексное применение новых материалов и технологий (включая российские разработки) может значительно повысить эффективность и безопасность работ на шельфе. В заключительной дискуссии отметили, что именно технологическая независимость и обеспечение безопасности остаются ключевыми вызовами для отрасли. Эти вопросы, по словам организаторов, были детально обсуждены в открытом диалоге участников — начиная от разработки современных морских платформ до интеграции дронов и робототехники в строительные работы.
Таким образом, слушатели получили полное представление о текущем уровне отечественных разработок: от концептуальных идей буровых установок и искусственных островов до конкретных материалов для защитных покрытий и сейсмостойких свай. Инициативы ВНИИГ, «Крыловского центра», «ВИАМ» и «Пигмент-Холдинга» демонстрируют, что российская наука и промышленность готовы отвечать на вызовы Арктического шельфа. Участники форума отметили, что обсуждаемые решения повысят надежность будущих арктических проектов и позволят эффективнее использовать месторождения континентального шельфа при сохранении экологической безопасности.
10 октября 2025 года в рамках форума RAO/CIS Offshore 2025 состоялся круглый стол «Технико-технологические решения по обустройству углеводородных месторождений», посвящённый освоению нефтегазовых месторождений континентального шельфа. Мероприятие фокусировалось на конкретных инженерных разработках и материалах. Делегаты отметили, что новый сезон форумной работы проходит на фоне растущей потребности в современных решениях для круглогодичного бурения и строительства в сложных климатических условиях Северного Ледовитого океана.
Свои доклады представили научные руководители проектов крупных институтов. Олег Михайлович Финагенов, главный научный сотрудник АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», рассказал о концепции морской передвижной буровой установки для круглогодичного бурения на арктическом шельфе. ВНИИГ — один из ведущих научных центров России по гидротехническому и энергетическому строительству — традиционно занимается разработкой платформ и сооружений для экстремальных условий. Финагенов проинформировал участников о специально усиленной конструкции установки, рассчитанной на толщу льда, и о системах автоматизации для минимизации человеческого присутствия. По его словам, современный арктический буровой комплекс должен обеспечивать максимальную автономность и безопасность при любых ледовых воздействиях.
Концепцию использования искусственных островов для освоения шельфа осветил Константин Геннадьевич Бережной, технический руководитель проекта АО «Газпром шельфпроект». Он напомнил, что подобный подход уже применялся за рубежом — например, на шельфе Аляски нефтедобыча велась как с берега и горизонтальных скважин, так и с построенных в мелководье искусственных островов (вплоть до 10 м глубины). В России аналогичные идеи реализуются в рамках проектов СПГ: так, распоряжением правительства запланировано возведение в Кольском заливе четырех искусственных островов для центра по изготовлению, хранению и отгрузке морских СПГ-комплексов (проект «Арктик СПГ‑2»). Бережной отметил, что искусственные острова могут стать важной платформой как для разведки, так и для добычи на мелководье у побережья, особенно в районах с мягким ледовым покровом. Однако вместе с тем дискуссия отметила проблемы экологического контроля и затратности таких сооружений, что требует отдельного внимания.
Геннадий Брониславович Крыжевич (ФГУП «Крыловский ГНЦ»), д.т.н., профессор, поделился исследованиями влияния контактного упругопластического деформирования трубных свай при монтаже морских платформ. Он объяснил, что во время установки свай под деформацией от ударных ледовых нагрузок кромки песчаного дна и сами сваи могут образовывать «гидроразжимные» соединения. Это вносит дополнительную нестационарную деформацию в систему, под действием температуры и давления. По мнению Крыжевича, учет этих эффектов критически важен для оценки надежности жесткости фундамента ледостойкой платформы в суровом арктическом климате.
Артем Александрович Змеу (ООО «НПФ «Пакер»), специалист по цементированию и обсадным колоннам, рассказал о практическом опыте спуска ВСО «Клевер» на каспийском шельфе. ВСО (вертикальный скважинный обсадной) «Клевер» — российская разработка пакерного оборудования, важная для обеспечения герметичности скважины. Змеу отметил, что успешный спуск этой конструкции на морское дно показал готовность отечественных технологий к работе на море. Его доклад подчеркнул роль инновационных компоновок пакерно-якорного оборудования для импортозамещения: применение «Клевера» доказывает, что современные российские конструкции могут конкурировать с зарубежными аналогами при разработке морских месторождений.
Яна Андреевна Вахрушева, начальник НИО «Функциональные материалы и технологии синтеза» НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ, познакомила коллег с программой разработки функциональных материалов для арктических условий. Ее подразделение концентрируется на создании полимерных и композиционных систем, устойчивых к экстремально низким температурам и упреждению старения. В частности, она рассказала о материалах, сохраняющих характеристики адгезии и прочности при сниженных температурах, а также о противокоррозионных составах для морских конструкций. По словам Вахрушевой, нано и нанофазные добавки, разрабатываемые ВИАМ, позволяют повысить морозостойкость покрытий без вреда экологии.
Марина Викторовна Гравит (СПбПУ), к.т.н., доцент, сообщила о методах расчета огнестойкости конструкций объектов нефтегазового комплекса в Арктике. Она пояснила, что помимо обычной коррозии и механических нагрузок для арктических объектов критична пожарная безопасность: например, пожары на кустовых платформах или на подземных станциях «на льду» могут распространяться по сложной сети трубопроводов и резервуаров. Гравит продемонстрировала результаты недавних исследований по расчету временной надежности стальных конструкций с эпоксидно-органическими огнезащитными покрытиями в условиях низких температур. Основной вывод: системы огнезащиты необходимо адаптировать для Арктики, учитывая удлиненное воздействие низких температур и повышенную ломкость покрытий.
Андрей Вячеславович Славин, руководитель НИО «Полимерные композиционные материалы и технологии их переработки» НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ, рассказал о полимерных композиционных материалах морского назначения. В частности, он остановился на холодновысокомодульных углепластиках и фенольных «стеклопластиках», способных использоваться для надводных платформ и оборудования. ВИАМ ведет разработку новых полимерных матриц с улучшенной адгезией к наполнителям, что обеспечивает проекты высокую ударопрочность и морозостойкость. Славин указал, что переход к композитам снижает массу сооружений и повышает коррозионную стойкость, что критично для проектов на шельфе Арктики.
Ольга Алексеевна Шилова, к.х.н., профессор, ведущий научный сотрудник филиала НИЦ «Курчатовский институт» — Института химии силикатов РАН, представила разработки в области атмосферостойких и антиобледенительных органосиликатных покрытий. Шилова — эксперт по неорганическому синтезу и покрытиям, ее лаборатория занимается «интеллектуальными» защитными слоями на основе кремнийорганических композиций. В докладе она описала новые формулы лакокрасочных композиций, которые отталкивают влагу и препятствуют образованию ледяной корки при резких перепадах температур (самоочищающиеся покрытия). Такие разработки особенно актуальны для арктических условий, где обычные полимерные покрытия быстро разрушаются зимой. По ее словам, внедрение гибридных силикатно-полимерных покрытий позволит существенно продлить срок службы надморских сооружений в суровом климате.
Юлия Николаевна Дмитриева, генеральный директор ООО «НПФ «Пигмент», к.т.н., рассказала о новых низкотемпературных отвердителях для эпоксидных систем. «Пигмент-Холдинг» активно работает над импортозамещением компонентов ЛКМ, и недавно вывел на рынок семейство аминных отвердителей AMIKOR. Дмитриева подчеркнула, что эти отвердители разрабатываются специально для применения при отрицательных температурах — благодаря заблокированным феналкиминам и полиамидным структурам, они сохраняют длительное «рабочее время» смеси и позволяют отверждение при 0…-10 °С. Это критично для монтажа композитных конструкций и защитных покрытий на севере. Разработка проходит поэтапно — от лабораторных образцов до крупнотоннажного производства, — и уже подтверждает эффективность в реальных арктических проектах.
Все выступления круглого стола были посвящены адаптации оборудования и материалов к экстремальным условиям Арктики. Эксперты сошлись во мнении, что комплексное применение новых материалов и технологий (включая российские разработки) может значительно повысить эффективность и безопасность работ на шельфе. В заключительной дискуссии отметили, что именно технологическая независимость и обеспечение безопасности остаются ключевыми вызовами для отрасли. Эти вопросы, по словам организаторов, были детально обсуждены в открытом диалоге участников — начиная от разработки современных морских платформ до интеграции дронов и робототехники в строительные работы.
Таким образом, слушатели получили полное представление о текущем уровне отечественных разработок: от концептуальных идей буровых установок и искусственных островов до конкретных материалов для защитных покрытий и сейсмостойких свай. Инициативы ВНИИГ, «Крыловского центра», «ВИАМ» и «Пигмент-Холдинга» демонстрируют, что российская наука и промышленность готовы отвечать на вызовы Арктического шельфа. Участники форума отметили, что обсуждаемые решения повысят надежность будущих арктических проектов и позволят эффективнее использовать месторождения континентального шельфа при сохранении экологической безопасности.