Новости RAO/CIS Offshore. Всё о развитии и освоении Арктики и континентального шельфа

Круглый стол «Морская инфраструктура Арктики»: итоги дискуссии на RAO/CIS Offshore 2025

В первый день работы форума «RAO/CIS Offshore 2025» прошёл круглый стол «Развитие морской транспортной инфраструктуры для освоения нефтегазовых месторождений Арктики».

Модератором дискуссии выступил Михаил Григорьев (ООО «Гекон», в.н.с. ИМЭМО РАН), сопредседателями — ведущие эксперты отрасли: Евгений Апполонов (АО «ЦКБ «Лазурит»), Александр Буянов (ЦНИИМФ, к.э.н.), Александр Дубовый (Газпром), Андрей Королев (НИЦ «Курчатовский институт»), Вячеслав Магаровский (Крыловский ЦНИИ, к.т.н.).

В обсуждении ключевых вопросов — строительства ледокольного флота и портов, создания береговых баз, обеспечивающих круглогодичную навигацию в восточном секторе Северного морского пути, а также организации надёжных логистических цепочек — приняли участие эксперты науки и промышленности.

Александр Буянов из ЦНИИМФ поделился подходами к пересмотру ледокольного обеспечения в условиях роста судоходства по Севморпути. Он отметил, что существующая система ледокольного сопровождения требует адаптации: на фоне планового наращивания грузопотоков важно перейти к «караванному» режиму проводки и учитывать влияние климатических изменений. По словам представителей «Росатома», до 2030 года парк атомных ледоколов должен вырасти до 11 единиц, после ввода новых судов (в частности, универсального ледокола «Россия») будет внедрена караванная модель проводки. При этом растущие расходы на ледокольное обеспечение становятся предметом дискуссии: участники подчеркнули необходимость баланса между безопасностью навигации и экономической доступностью тарифов (сознательное снижение ставки проводки для проектов Дальнего Востока).

Владимир Рачин из «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) рассказал о новых проектах морского флота для Арктики. Он напомнил, что ОСК строит и проектирует универсальные платформы и суда ледового класса для работы в суровых условиях. Так, в основе недавно представленных платформ лежит корпус ледокольного патрульного корабля «Иван Папанин» (Arc7). Преимущества этой унифицированной платформы — в возможности использовать её базу для научно-исследовательских, спасательных, экспедиционных судов и судов снабжения. Подытоживая, Рачин отметил, что отечественное судостроение последовательно восполняет технологический разрыв с зарубежьем, разрабатывая собственный арктический флот для транспортировки грузов и обслуживания буровых проектов.

Александр Никитин из Курчатовского института поднял тему радиоэкологического мониторинга морской среды по трассе Севморпути. Это актуально, учитывая наследие ядерных испытаний, флот военных судов и ледоколов с ядерными реакторами. По государственным программам, должна быть организована регулярная система мониторинга радиоактивности акваторий в Арктике. Участники круглого стола отметили важность этих мер для прогнозирования и предотвращения экологических рисков на стратегическом маршруте.

Сергей Смирнов («Созвездие» — Ассоциация поставщиков НПР) рассказал о перспективах портовой инфраструктуры Архангельска. Он подчеркнул стратегическую важность строительства глубоководного района порта: благодаря нему суда дедвейтом до 75 тыс. тонн смогут выходить в Мировой океан круглый год, минуя «недружественные» акватории. Это сделает Архангельск ключевым перевалочным узлом для Северного морского пути. Кроме того, рассказали о первых итогах модернизации: за четыре года собственные инвестиции порта превысили 1 млрд рублей, обновлены причалы и техника, что повышает эффективность отправок в суровых условиях Белого моря.

Учёные ААНИИ (Арктический и Антарктический НИИ) выступили с серией докладов о ледовых условиях. Евгений Миронов рассказал об опасных ледовых явлениях у Сахалина — особенностях дрейфа льда, образовании дрейфовых льдов и ледовых полей, способных помешать работе шельфовых платформ. Он подчеркнул, что эти природные факторы требуют скрупулёзного анализа и внедрения адаптивных мер безопасности для мореплавания. Евгений Макаров представил стратегию изучения условий ледового плавания, необходимую для круглогодичной навигации по СМП. Он отметил, что развитие непрерывной навигации в восточном секторе Севморпути требует новых данных: тщательного наблюдения (спутниковый мониторинг, буи, ледовые базы) и компьютерного моделирования ледового режима.

Юрий Васильев из МАДИ представил перспективное материалообеспечение судо- и портостроения в Арктике. Он осветил серобетон — бетон на основе гранулированной модифицированной серы. Этот материал отличается высокой морозостойкостью и химической стойкостью, не подвержен коррозии и биообрастанию. Серобетон является диэлектриком, что, например, исключает электрохимическую коррозию на конструкциях в морской воде. Такая технология позволяет использовать местные техногенные наполнители, а также не требует воды при заливке, что удобно в арктических условиях. В частности, уже рассматриваются варианты применения серобетона при строительстве корпусов вспомогательных арктических судов и морских платформ (отсутствие коррозии и обрастания обещает долгий срок службы).

Владимир Клачков из ПКБ «Севмаш» рассказал о методике проектирования толстостенных обсадных труб для скважин в Арктике. Из-за низких температур, высокого давления и агрессивной среды нефти/газа на шельфе России потребуются особые инженерные решения при бурении. Разработка таких толстостенных труб гарантирует стабильную эксплуатацию скважин даже в сложных условиях.

Своё видение «электрификации» ледового флота представил Владимир Лобынцев (НИЦ «Курчатовский институт»). Он отметил, что электрооборудование арктических судов требует форсированной адаптации: низкие температуры и резкие перепады климата воздействуют на работу электроники и силовых сетей. Решения связаны с повышением надёжности кабельных систем, защитой от переохлаждения и перепадов, а также с применением энергосберегающих технологий для поддержания батарей и генераторов в рабочем состоянии.

Круглый стол показал, что решение задач освоения арктического шельфа требует слаженной работы науки и промышленности. Региональные береговые базы и сезонные логистические хабы, полагают участники, должны поддерживать бесперебойное снабжение и страхование судов в экстремальных условиях. В то же время активное развитие ледокольного флота и технологий мониторинга позволит постепенно вывести навигацию на маршруте на круглогодичный график. По итогам дискуссии модератор отметил готовность участников к практической реализации выработанных рекомендаций, подчеркнув важность последующего научно-исследовательского сопровождения всех новейших арктических проектов.

Форум будет работать до пятницы 10 октября.
Оформитьэлектронный билет для посещения выставочной экспозиции можно на сайте.

Напомним:
17-й Международный форум по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ «RAO/CIS Offshore» проводится с 1993 года и сохраняет за собой статус главной международной площадки по рассмотрению ключевых вопросов комплексного освоения континентального шельфа, в первую очередь морей Северного Ледовитого океана, Дальнего Востока и освоении Северного морского пути. В 2025 году впервые Форум вошёл в состав мероприятий ведущено отраслевого конгрессно-выставочного мероприятия — Петербургского международного газового форума (ПМГФ).

«RAO/CIS Offshore 2025» посвящен памяти одного из основателей форума — академика Евгения Павловича ВЕЛИХОВА.

Генеральный партнёр форума «RAO/CIS Offshore 2025»: ПАО «Газпром».
Партнёр Молодёжной сессии: ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск».
Организатор форума: ООО «ВО «РЕСТЭК».
RAO/CIS Offshore