Новости RAO/CIS Offshore. Всё о развитии и освоении Арктики и континентального шельфа
Отраслевые новости

Юрий Трутнев провёл заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

На#nbsp;заседании обсуждались вопросы увеличения грузопотока по#nbsp;Северному морскому пути, строительства судов и#nbsp;готовности инфраструктуры северных акваторий.

«Важнейший вопрос, который стоит сегодня на#nbsp;повестке,#nbsp;— выполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по#nbsp;увеличению грузопотока по#nbsp;Северному морскому пути к#nbsp;2024 году до#nbsp;80 млн тонн. Санкции западных стран не#nbsp;остановили реализацию инвестиционных проектов в#nbsp;Арктике, но#nbsp;создали определённые трудности с#nbsp;точки зрения объёмов перевозки. В#nbsp;2022 году при плановом показателе в#nbsp;32 млн тонн было перевезено 34 млн тонн. Хороший результат»,#nbsp;— открыл совещание Заместитель Председателя Правительства РФ#nbsp;— полномочный представитель Президента#nbsp;РФ в#nbsp;ДФО Юрий Трутнев.

Был представлен прогноз достижения целевых показателей грузопотока по#nbsp;Северному морскому пути в#nbsp;2023 и#nbsp;2024 годы. По#nbsp;поручению Президента России Владимира Путина по#nbsp;итогам совещания о#nbsp;развитии АЗФР был разработан, а#nbsp;затем утверждён Правительством#nbsp;РФ план развития Северного морского пути на#nbsp;период до#nbsp;2035 года. Как доложил первый заместитель Министра#nbsp;РФ по#nbsp;развитию Дальнего Востока Гаджимагомед Гусейнов, были заключены обязывающие соглашения между Минвостокразвития России, госкорпорацией «Росатом» и#nbsp;грузовладельцами в#nbsp;части ежегодного обеспечения грузопотока по#nbsp;Севморпути. Каждая компания взяла на#nbsp;себя обязательства по#nbsp;достижению заявленных объёмов до#nbsp;2035 года.

Грузопоток по#nbsp;Севморпути формируется не#nbsp;только за#nbsp;счёт компаний, с#nbsp;которыми заключены соглашения, но#nbsp;также каботажными перевозками грузов северного завоза, международным транзитом и#nbsp;рядом прочих инвестиционных проектов. По#nbsp;итогам 2022 года целевой показатель грузопотока, установленный федеральным проектом «Развитие Северного морского пути», перевыполнен на#nbsp;2 млн тонн. Ежеквартально грузовладельцы направляют в#nbsp;Координационный центр Правительства#nbsp;РФ информацию об#nbsp;актуальном прогнозе своего грузопотока по#nbsp;Севморпути и#nbsp;потребности в#nbsp;грузовом флоте.

Обсуждалось строительство необходимого для#nbsp;достижения целевых показателей грузового флота к#nbsp;2024 и#nbsp;2030 годам. Общая подтвержденная потребность в#nbsp;строительстве грузовых судов для#nbsp;выполнения компаниями взятых на#nbsp;себя обязательств по#nbsp;грузопотоку составляет 41 судно.

Одним из#nbsp;целевых показателей федерального проекта «Развитие Северного морского пути» является мощность морских портов. В#nbsp;2022 году этот показатель достиг 32,28 млн тонн (при плановом значении 32 млн тонн). В#nbsp;2023 и#nbsp;2024 годах также ожидается своевременное достижение поставленных показателей в#nbsp;36 млн тонн и#nbsp;83 млн тонн соответственно.

Госкорпорация «Росатом» должна обеспечить развитие инфраструктуры четырёх терминалов, находящихся в#nbsp;акватории Севморпути. В#nbsp;2022 году завершено строительство объектов федеральной собственности терминала «Утренний». В#nbsp;этом году будет завершено строительство объектов федеральной собственности терминала «Бухта Север», а#nbsp;в#nbsp;2024 году#nbsp;— терминала «Северная звезда». Также в#nbsp;этом году начнётся строительство объектов грузового терминала «Мыс Наглёйнын» и#nbsp;энергопорта для#nbsp;модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ), которое планируется завершить в#nbsp;2026 году.

Юрий Трутнев поручил Минфину России, Минвостокразвития России, госкорпорации «Росатом» и#nbsp;ВЭБ. ДВ#nbsp;уточнить финансово-экономическую модель по#nbsp;развитию Северного морского пути, связав план развития Севморпути с#nbsp;планами компаний-грузоотправителей. «Не#nbsp;исключаю, что придётся найти новые решения в#nbsp;части финансирования работ, чтобы ни#nbsp;на#nbsp;каком этапе не#nbsp;возникал дефицит финансовых средств. Речь идёт не#nbsp;только о#nbsp;финансировании государственных проектов. Развитие Северного морского пути#nbsp;— это интерес нашего государства. Если у#nbsp;какой-то компании нет финансирования, это не#nbsp;значит, что мы#nbsp;отходим в#nbsp;сторону, мы#nbsp;должны помогать. Поэтому финансово-экономическая модель должна быть общей»,#nbsp;— подчеркнул он.

Рассматривалась готовность инфраструктуры внутреннего водного транспорта по#nbsp;обеспечению экспортных перевозок угля, пиломатериалов, зерновой продукции по#nbsp;речным транспортным коридорам (Обь-Иртышский и#nbsp;Енисейские бассейны) через акваторию Северного морского пути в#nbsp;страны Юго-Восточной Азии. По#nbsp;предварительным расчетам, стоимость перевозки угля по#nbsp;реке Енисей через Северный морской путь удовлетворяет требованиям логистики угольной компании. Для#nbsp;организации пилотных отправок угля в#nbsp;навигацию 2023 года Минтранс России предложил рассмотреть использование инфраструктуры речных портов Красноярск и#nbsp;Лесосибирск для#nbsp;погрузки угля на#nbsp;речные суда с#nbsp;дальнейшей доставкой груза в#nbsp;морской порт Дудинка для#nbsp;перегрузки на#nbsp;морские суда и#nbsp;морской перевозки через акваторию Севморпути. При этом по#nbsp;реке Енисей и#nbsp;через акваторию Севморпути в#nbsp;течение навигации могут перевозиться экспортные грузы пиломатериалов из#nbsp;порта Лесосибирск, следующие в#nbsp;настоящее время через Восточный полигон.

На#nbsp;совещании принято решение о#nbsp;признании проекта строительства современного комплекса перегрузки угля «Лавна» в#nbsp;морском порту Мурманск приоритетным для#nbsp;финансирования в#nbsp;рамках льготного инструмента, реализуемого ВЭБ. РФ#nbsp;совместно с#nbsp;Минвостокразвития России. «Создание угольного перегрузочного комплекса является одной из#nbsp;частей выполнения поручения Президента Российской Федерации по#nbsp;комплексному развитию мурманского транспортного узла, и#nbsp;также окажет влияние на#nbsp;загрузку Северного морского пути»,#nbsp;— напомнил Юрий Трутнев.

Как пояснил заместитель председателя ВЭБ. РФ#nbsp;Артём Довлатов, «реализация проекта обеспечит повышение транспортной независимости страны за#nbsp;счёт переориентации на#nbsp;собственную портовую инфраструктуру, позволит нарастить экспортные поставки в#nbsp;африканский и#nbsp;ближневосточный регионы, а#nbsp;также снизить нагрузку на#nbsp;Восточный полигон».

Напомним:
Пленарное заседание форума RAO/CIS Offshore 2023 будет посвящено обсуждению вопросов
РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ ПРИ ОСВОЕНИИ АРКТИКИ И КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РФ
Подробная программа и регистрация делегатов доступны на официальном сайте мероприятия.
2023-02-10 15:00